27 марта 2019 года старшим преподавателем кафедры  филологии  Костанайского  филиала  Свиркович  О. В.  было проведено  отрытое практическое занятие по дисциплине «Современный русский язык».

Тема «Сложное предложение как единица синтаксиса» заинтересовала студентов гр. КРФ-302, так как предложениям этого типа отведена большая часть практических задач государственного экзамена.

В соответствии с рабочей программой дисциплины,  была поставлена цель: систематизировать знания о многочленных сложноподчиненных предложениях в современном русском языке, а также отработать навыки их распознавания и анализа.

В начале занятия студентам в игровой форме было предложено актуализировать знания полученныена предыдущих занятиях, а также умения и навыки, сформированные на них. В формате «Своей игры» три команды состязались в знании вопросов, связанных с сущностью сложного предложения как синтаксической единицы, пытались определить в конкретных контекстах разновидность сложных предложений, а также выявить, каким образом связаны их компоненты. 

Формирование умений распознавать многочленные сложные предложения, а также навыков их анализа происходило посредством применения технологии учебного сотрудничества, которая позволила каждому студенту проявить себя активным участником учебного процесса. Через постановку проблемных вопросов и заданий преподавателю удалось организовать беседу, располагающую к рассуждению  и поиску правильных    ответов совместно.

Достаточно сложный вопрос, связанный с построением структурной схемы многочленного сложноподчиненного предложения, на занятии удалось упростить посредством знакомства с   алгоритмом анализа подобных конструкций, применения визуальных материалов, а также с помощью работы у доски.

Проверить, насколько продуктивной оказалась работа, осуществленная на занятии, студентам удалось, написав цифровой диктант, а оценить собственную работу и организацию практического занятия, заполнив листы оценивания.

Таким образом, практическое занятие, построенное на активной коммуникации, позволило продемонстрировать методически грамотно подготовленную коллективную работу, соответствующую федеральному государственному стандарту по направлению подготовки 45.03.01 Филология. Использованные методы и формы организации учебной деятельности дали студентам возможность  более осознанно подготовиться к  экзамену по дисциплине и государственной итоговой аттестации.

О.В.  Свиркович,   

А.М.  Кусаинова