В первом учебном семестре   было проведено   открытое   практическое   занятие    по    «Введению в литературоведение»  в группе КРФ-103  направления подготовки  Филология на тему «Литературоведение как наука.  Специфика художественной литературы».

 

        Преподаватель  –  кандидат педагогических  наук,  доцент кафедры филологии   С.М. Морданова –  во  время    проведения   организационного  момента   озвучила     основные цели занятия: формирование понятия  о специфике художественной литературы;  развитие  аналитических  умений  и самостоятельной  деятельности,   устной  и письменной  речи, выразительного  чтения, логического  мышления, а также воспитание  у студентов интереса  к чтению   художественной  литературы.

        В   самом    начале    практического    занятия   вниманию   студентов   был    предложен   краткометражный    фильм, подводящий   первокурсников  к        восприятию   изучаемой  ими   темы  через видеофрагмент.    

       Затем   студенты были поделены на четыре  рабочих группы для      составления  таблицы различения  понятий литература и литературоведение  с последующим   обсуждением, доказывая,   к  примеру,  что  литература  «не может быть наукой, так как она представляет собой способ выражения творческого начала, которое может быть подсознательным и бессознательным», а   литературоведение  «представляет собой науку о законах литературы, причем от данной дисциплины зависит, каким будет дальнейшее развитие литературы».

         В устных ответах  студенты рассказали о   возникновении  литературоведения  как науки  в начале 19-го века,  о  создании   знаменитых  литературных  трудов от античности  до  19-го века,  имеющих большую   теоретическую   и   практическую    значимость и в наши дни  («Поэтики»  Аристотеля,   истории  об идеях  Платона, «Поэтического  искусства»  Н. Буало,  изучение  различных  вопросов  искусства   братьями  Гримм  и мн. других).  В эпоху развития  романтизма    искусство    рассматривалось   как высшее проявление человеческих возможностей и человеческой культуры, а путь к высшей ступени человеческого совершенства приводил к развитию  художественного дарования.

         Следующим   этапом   работы    стала    работа со словарем для   объяснения  понятия    «искусство» – творческого  отражения, воспроизведения  действительности в художественных образах. 

 

           В ходе   практического   занятия    первокурсники  изучили   классификацию пяти  видов искусств  Георга  Гегеля,   провели обсуждение    в группах  вопроса      литературы    как   временного  искусства, поговорили  о проблемах    и   так  называемом  «кризисе  большой литературы», обратившись к  содержанию  читательского форума  в интернете, составили кластер  по основным  отраслям  современного   литературоведения:    теории  литературы,  истории литературы  и   литературной  критики, а также   отметили  назначение  вспомогательных   литературоведческих  дисциплин.

  

          Для  закрепления   характеристики   различных   функций  литературы (преобразующей, воспитательной, социально-эстетической,   оценочной и др.)  студенты   провели   анализ  произведений    А.П. Чехова  («Хамелеон»), Н.В. Гоголя («Шинель»), М.Е. Салтыков-Щедрин («Премудрый пескарь»), А.С. Пушкин («Евгений Онегин»), использовав  алгоритм  ответа  по плану  и проработав термины  «образ  автора»,  «образ  человека»,  «художественный  образ».

          На каждом этапе занятия с помощью преподавателя  С.М. Мордановой студенты   закрепляли пройденный материал.  С  использованием рефлексии  было проведено подведение итогов   открытого занятия.  Выполнив различные виды устных и письменных заданий (в групповой и индивидуальной формах),   студенты    группы  КРФ-103   пришли к самостоятельному выводу о том, что  литература –  это   такой  вид искусства, который создает эстетические ценности, и поэтому изучается с точки зрения разных наук.

                                                                                                                           А.М. Кусаинова

    

    

        

        

 

 

 

 Костанайский филиал ФГБОУ ВО "Челябинский государственный университет"

Республика Казахстан, г.Костанай,ул. А.Бородина, 168 А

Проезд автобусами: 7, 12, 19, 21, 27 (карта проезда)

 

 

График работы   приемной комиссии:

ежедневно   в рабочие дни:

Пн-Пт:   с 8:30 до 17:00

на   период  приёмной кампании:

Пн-Пт:   с 9:00 до 18:00

Сб:   с 9:00 до 14:00

 

 

Телефон: 8(7142)57-65-76

Телефон приёмной комиссии:   8(7142)57-67-99

Факс: 8(7142)57-65-76

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.